Из печально-известной ИК-1 Ярославля вновь поступают жалобы на жестокое обращение к заключенным

Сотрудников и медперсонал ярославской исправительной колонии №1 проверит прокуратура и Следственный комитет. В правоохранительное и надзорное ведомства обратилась адвокат Ирина Бирюкова в интересах заключенных Владислава Вьюгина и Михаила Струменталева, которым она помогает при поддержке «Общественного вердикта»​​

История Вьюгина

Владислав Вьюгин, отбывавший наказание в ИК-1, пожаловался адвокату на избиение. Сейчас заключенного перевели в ИК-8.

Избили Вьюгина, как следует с его слов, все в том же помещении для «воспитательной работы», где пытали Евгения МакароваАбубакара Цагалаева, Важу Бочоришвили и других. Произошло это утром 31 июля.

В класс воспитательной работы Вьюгина повели для проведения полного личного досмотра. По дороге Вьюгин предупредил тюремщиков, что чувствует себя плохо, пожаловался на слабость и головокружение. К нему пригласили врача, но тот осматривать заключенного не стал, как и не стал мешать сотрудникам колонии. У входа в класс Вьюгин облокотился об стену, поскольку почувствовал себя хуже, идти дальше сам не мог. Тогда фсиновцы подняли его за руки и за ноги и занесли в класс воспитательной работы, где приказали ему раздеться. Вьюгин еще раз объяснил, что он не может этого сделать, поскольку плохо себя чувствует. Тогда его скрутили, бросили на матрас на полу — так, что он ударился, стали заламывать руки за спину, надели наручники и оставили лежать на животе, на полу, в наручниках 20 минут. И это притом, что сопротивления Вьюгин не оказывал.

После произошедшего заключенный попросил тюремного врача зафиксировать причиненные ему телесные повреждения, но тот ему отказал. Впоследствии следы повреждений зафиксировали помощник прокуратуры по надзору за исполнением законов в исправительных учреждениях Ярославской области и региональный омбудсмен.

В интересах Вьюгина адвокат Ирина Бирюкова обратилась с жалобой в прокуратуру и с сообщением о преступлении в Следственный комитет. Она просит провести проверку по указанным фактам и возбудить уголовное дело в отношении лиц, допустивших нарушения прав и интересов Вьюгина.

История Струменталева

Михаила Струменталева, отбывающего наказание в ИК-1, избили 24 июля. Со слов заключенного, произошло это потому, что он отказался заходить в камеру, где находились другие арестанты, с которыми у него конфликтные отношения. Струменталев объяснил это фсиновцам и попросил поместить его в другую камеру (заключенный в такой ситуации имеет на это право — ред. «ОВ».), но те ответили: «Либо зайдешь сам, либо тебя поместят туда силой».

Струменталев еще раз объяснил тюремщикам, что заходить в камеру не хочет, так как опасается драки. После этого, по его словам, четверо сотрудников колонии набросились на него, подняли за руки и за ноги и хотели занести в камеру.  Заключенный попытался выкрутиться, тогда тюремщики уронили его, а один из них надавил заключенному на плечо коленом. В этот момент в ситуацию вмешался врио начальника ИК-1 Антон Безбатченко. Струменталева отвели в другую камеру, уже там он обнаружил на плече кровоподтек и попросил отвести его к врачу. Струменталеву сделали обезболивающий укол, но зафиксировать повреждение отказались. Когда он стал настаивать на этом, тюремщики пригрозили ему повторным применением физической силы.

В интересах Струменталева адвокат Ирина Бирюкова обратилась в прокуратуру с жалобой. Она просит провести проверку и в случае подтверждения указанных фактов передать материалы в следственные органы для принятия процессуального решения.

«Поскольку ранее ярославская ИК-1 зарекомендовала себя с отрицательной стороны как исправительное учреждение, в котором регулярно и массово практиковалось жесткое незаконное применение физической силы к осужденным, существуют реальные опасения возвращения практик применения насилия в отношении осужденных, незаконных дисциплинарных наказаний в различных целях», — считает адвокат.

ИК-1 Ярославля «прославилась» летом 2018 года, когда «Новая газета» опубликовала видеозапись пыток заключенного Евгения Макарова, переданную его адвокатом Ириной Бирюковой. Напомним, тюремщики распяли Макарова на парте и обрушили на него как минимум 865 ударов резиновыми дубинками. «Общественный вердикт» добился возбуждения уголовного дела и довел его до обвинительного приговора 12 сотрудникам ИК-1. Параллельно в фонд стали обращаться другие заключенные ярославских колоний с жалобами на насилие, были заведены новые уголовные дела. В итоге в Ярославле были осуждены за превышение должностных полномочий с применением насилия около 25 фсиновцев.

Материалы по теме