Расходный материал ФСИН

Суд оставил в силе приговор фсиновцам, чьи пытки привели к смерти заключенного

Подсудимые, Фото: Коммерсант

Трое сотрудников печально известной ИК-1, виновных в пытках заключенного Важи Бочоришвили, который впоследствии умер, попытались оспорить свои приговоры.

Бывшие фсиновцы Сергей Гусарин, Вячеслав Шашкин и Сергей Кузьмин, осужденные на сроки от трех до трех с половиной лет колонии, просили суд смягчить наказание, заменить его на условное и максимально снизить срок.

24 января суд выслушал доводы защиты осужденных, но оставил приговор в силе. Апелляцию рассматривала коллегия из трех судей Ярославского областного суда. Гусарин, Шашкин и Кузьмин участвовали в слушании по видеосвязи из СИЗО.

Защитники фсиновцев настаивали, что Заволжский суд, когда выносил приговор, допустил ряд нарушений, в том числе нарушение тайны совещательной комнаты и порядок оглашения приговора. Адвокаты даже подсчитали время, проведенное судьей в совещательной комнате. По их мнению, нарушением стало то, что в совещательной комнате судья провел всего 45 минут, а оглашал приговор полтора часа.

В остальном, ничего нового в позиции защиты высказано не было. Адвокаты ссылались на примерное поведение, семейные трудности, положительную характеристику своих подзащитных, и даже на обновленную «пыточную» статью (ст. 286 УК РФ), которая должна теперь, по их мнению, улучшить положение фсиновцев.

Как и на первом, нашумевшем процессе по делу о пытках Евгения Макарова, впрочем, как и на всех последовавших процессах по «Ярославским делам», защитники указывали на противоправное поведение заключенного, которое послужило основанием для пыток. Подобно своим предшественникам и коллегам по многосерийному «Ярославскому делу» применение пыток адвокаты объяснили еще и тем, что в комнате воспитательной работы присутствовал старший офицерский состав. Фсиновцы, по заверению их адвокатов, просто исполняли приказ, думая, что избиение законно.

Переходящее из одного судебного процесса в другой заявление о приказе начальства провести воспитательную работу — избиение дубинками по пяткам, поливание водой, удушение или избиение ногами — в общем, все, что мы уже не раз слышали на допросах подсудимых фсиновцев, не только не оправдывает обвиняемых, но и все больше разрушает миф о непричастности к пыточной практике вышестоящих сотрудников колоний.

Прямые и робкие косвенные обвинения в адрес тюремного начальства, к сожалению, пока так и не удалось доказать. Под давлением или опасаясь его, фсиновцы, обличавшие начальство, затем меняют показания, отказываясь от своих слов, как это произошло с сотрудником ИК-1 Максимом Яблоковым на процессе по делу Макарова. Бывшие начальники ИК-1 Дмитрий Николаев и Игит Михайлов, бывшее высшее руководство УФСИН по Ярославской области (Геннадий Баринов) — все, на кого ссылались простые тюремные оперативники и охранники — избежали наказания, а Михайлов даже отсудил полмиллиона рублей компенсации.

Эпизод «Ярославского дела-2» об избиении Важи Бочоришвили в очередной раз показал, что простые тюремные охранники остаются расходным материалом. До тех пор, пока в колониях не будет разрушена сама пыточная система, запущенная сверху и откалиброванная на всех уровнях, суды, сажая одних, спустя время гарантированно получат для посадки следующих. И в колониях всегда будут находиться следующие — кто-то же должен проводить «воспитательную работу» по поручению начальства.

Гособвинитель отклонила доводы защиты. Она указала на незаконность всех действий фсиновцев при проведении обыска и напомнила, что приказ заключенному снять трусы и присесть не содержится ни в одном нормативном документе, в том числе в приказе Минюста о порядке проведения личного обыска и досмотра. Именно поэтому отказ Бочоришвили подчиниться этому требованию был абсолютно законным.

Применение сотрудниками колонии спецсредств и физической силы не отвечали целям обыска, а были применены с целью устрашения. Найденный у заключенного запрещенный предмет также нельзя расценивать ни основанием для применения физической силы и спецсредств, ни как смягчающее обстоятельство для наказания фсиновцам.

Суд отклонил претензии защиты бывших сотрудников колонии и оставил приговор в силе.

***

Напомним, 12 апреля 2017 года заключенного Важу Бочоришвили избили во время унизительной процедуры обыска, при которой присутствовала тюремный врач. Жалобы заключенного на тяжелое состояние здоровья фсиновцы проигнорировали и, повалив на парту, избили его дубинками до потери сознания.

После избиения Бочоришвили прятали от других заключенных в одиночной камере, хладнокровно игнорируя его ухудшающееся состояние. Единственной медицинской помощью, которую он получил от тюремного врача, был анальгин. Меньше чем через месяц Бочоришвили умер.

Уголовное дело по факту его смерти Следственный комитет быстро замял. Новое уголовное дело, которое закончилось обвинительным приговором трем фсиновцам, было возбуждено только когда фрагмент избиения, снятый на служебный видеорегистратор, попал в распоряжение адвоката «Общественного вердикта» и опубликован в СМИ в феврале 2021.

Все трое тюремщиков признали вину и раскаялись. Один из них на суде по обжалованию приговора признался еще раз: «за эти 4 месяца осознал, что я на тот момент был неправ».

Другие новости:

Материалы по теме