Правозащитники добились четырехкратного увеличения компенсации
за пытки в колонии
Павел Соколов, отбывавший наказание в ярославской ИК-1, в октябре 2016 года был избит за то, что сходил в туалет в неположенное время. Бывший помощник начальника дежурной части Владимир Костюк ударил Соколова по голове и с силой толкнул заключенного. От удара заключенный потерял равновесие и упал.
Годом ранее Соколов перенес серьезную травму головы и операцию на мозге. Костюк знал и о травме, и об операции. Необоснованное применение силы могло привести к опасным последствиям для здоровья заключенного, а, возможно, и к смерти.
Заволжский суд Ярославля, с учетом ряда смягчающих обстоятельств, приговорил Костюка к условному сроку. Адвокат «Общественного вердикта» Ирина Бирюкова не стала обжаловать приговор, но подала в интересах Соколова гражданский иск о компенсации морального вреда на сумму 500 000 рублей. Гособвинение попросило суд удовлетворить требования потерпевшего, но размер компенсации оставить на усмотрение суда.
Ответчики по гражданскому иску — представители УФСИН по Ярославской области — просили отказать Соколову, поскольку посчитали, что заключенный не получил никакого вреда здоровью, а размер компенсации завышен.
В феврале 2021 года суд частично удовлетворил исковые требования: моральный вред суд оценил всего в 20 000 рублей, что в 25 раз меньше заявленной потерпевшим суммы. Адвокат Бирюкова обжаловала это решение.
Судебная коллегия по гражданским делам Ярославского областного суда рассмотрела жалобу и признала, что назначенная судом компенсация «не отвечает критерию разумности и справедливости», а ее размер был определен без всестороннего и полного учета важных обстоятельств дела. Апелляционная коллегия подчеркнула, что, кроме острой боли, Соколов испытал сильный страх за свои жизнь и здоровье. Став жертвой преступления на территории закрытого учреждения, заключенный не имел никаких способов защиты. При этом он не совершал противоправных действий и неповиновения, которые гипотетически могли бы обосновать применение к нему физической силы со стороны представителя власти.
Руководствуясь статьями 3 и 13 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, апелляционная коллегия частично удовлетворила жалобу и увеличила компенсацию Соколову до 80 000 рублей. Бывший заключенный намерен обжаловать это решение и при поддержке «Общественного вердикта»добиваться справедливой компенсации.